суббота, 9 октября 2010 г.

Ремонтируем стартер

В двигателе внутреннего сгорания стартер – это устройство, которое раскручивает коленчатый вал для запуска двигателя.
Из истории стартера
Потребность иметь в автомобиле автоматическое устройство, которое позволит запускать двигатель не вручную, а поворотом выключателя появилась еще в конце XIX – начале XX века. Конструкторы предлагали механические (используются на лодочных моторах, мотопилах ) и пневматические (применяются в авиации и морском транспорте) системы запуска. Наилучшим для автомобиля оказался электрический пускатель, впервые серийно опробованный в 1912 году (конструкция Чарльза Кеттеринга) на "Кадиллаке", а через год на "Лянче". Изначально электростартер выполнял одновременно и роль генератора как единый прибор, но затем стали конструировать раздельные устройства. Значительную роль в этом сыграло изобретение американского инженера Бендикса, создавшего механизм временного подведения и последующего самовывода шестерни стартера из зацепления с маховиком. Последующим этапом стало оснащение стартера электромагнитным реле, автоматически подводящим шестерню к маховику. Так появился уже практически современный электростартер.
Назначение
Система электропуска предает вращение коленчатому валу двигателя с пусковой частотой, при которой обеспечиваются необходимые условия смесеобразования, воспламенения, и горения рабочей смеси. Пусковая частота вращения коленчатого вала для карбюраторных двигателей составляет 50-100 об/мин, а для дизелей – в пределах 150-250 об/мин. У стартеров различного типа пусковой ток достигает 300-800 А.
Устройство стартера
Основной частью стартера является электродвигатель постоянного тока, питаемый от аккумуляторной батареи. Стартер должен развивать требуемый крутящий момент, чтобы коленчатый вал провернулся на 2-4 оборота до того, как установится пусковая частота вращения коленчатого вала в заданных пределах, что необходимо для образования готовой к воспламенению рабочей смеси.
Вал стартера соединяется с коленчатым валом только во время пуска двигателя. Для этой цели служит шестерня, установленная на валу стартера при помощи шлицевого соединения, допускающего осевое перемещение шестерни по валу и её соединение, и разъединение с зубчатым венцом маховика. Разъединение шестерни с зубчатым венцом маховика после пуска двигателя должно происходить автоматически, так как из-за большого передаточного числа (10-15) этой передачи частота вращения вала стартера возрастает до 10-15 тыс. об/мин, что может привести к вылету обмотки якоря под действием центробежных сил. Для предотвращения этого явления на большинстве стартеров устанавливается муфта свободного хода, обеспечивающая передачу крутящего момента только в одном направлении – от вала стартера к маховику.
Схема включения стартера

При замыкании контактов выключателя (2) по обмотке (7) тяговое реле (5) проходит ток, сердечник (8) электромагнита втягивается внутрь обмотки, а соединённый с ним рычаг (11) перемещает шестерню (12) привода (10) и вводит её в зацепление с зубчатым венцом (13) маховика. При полном зацеплении зубчатой передачи сердечник (8) через контактный диск (6) замыкает контакты (4) и ток от аккумулятора поступает в обмотку электродвигателя (3). Якорь электродвигателя начинает вращаться и передаёт крутящий момент через шестерню (12) и зубчатый венец (13) маховика на коленчатый вал двигателя. После пуска двигателя выключатель (2) размыкает контакты, и цепь обмотки электродвигателя прерывается. Под действием пружины (9) контактный диск (6) и шестерня (12) механизма привода возвращаются в исходное положение.
Стартер следует включать на время не более 5-10 с. Если двигатель не пустился, стартер можно включить повторно с интервалом не менее 30 с, такой промежуток времени необходим для восстановления работоспособности аккумуляторной батареи. Повторное включение стартера возможно не более трёх раз подряд, затем следует найти и устранить неисправность в системах питания или зажигания.
При поломке стартера достаточно проблематично запустить двигатель автомобиля. В большинстве случаев устранение неисправностей возможно как у иномарок, так и у отечественных автомобилей. Однако, перед началом работы следует оценить целесообразность ремонтных работ, которая напрямую зависит от срока эксплуатации стартера и изношенности его элементов.
            Различают мелкий и капитальный ремонт стартеров. В первом случае проверяют, ремонтируют и, при надобности, производят замену одной-двух составляющих, например, втягивающее реле, щеткодержатель, щетки, втулки, что обходится владельцу автомобиля значительно дешевле, чем приобретение нового узла.
            Во втором случае, ремонтируют либо заменяют так же обгонную муфту, шестерню привода, якорь, обмотку статора, маску, редуктор, корпус с магнитами.
            Разобранный стартер следует вымыть. Наиболее частой причиной отказа является поломка втягивающего реле – подгорание контактных болтов силовой цепи включения стартера, перегорание обмотки реле или заклинивание его якоря из-за коррозии. Ржавчину нужно удалить, изношенные детали – заменить, или поставить новое реле.
            Несмотря на то, что щетки стартера достаточно износостойки, они имеют определенный ресурс. При их замене необходимо так же проточить коллектор.
            Достаточно трудоемким является устранение поломки вышедшего из строя якоря стартера. Причиной неисправности может послужить перегорание обмотки, межвитковое замыкание, повреждение коллектора, спекание ламелей и т.д. Здесь необходима перемотка и балансировка якоря. Ремонт детали может обойтись дороже, чем установка новой, поэтому перематывают якоря только тех стартеров, для которых нельзя подобрать замену.
            При значительном износе коллектора, якорь следует заменить новым. При небольших повреждениях поверхности коллектора его можно проточить на токарном станке, после чего установить новый якорь и щетки, даже если они незначительно изношены.
Обмотка статора перегорает редко, так как выдерживает значительный нагрев. Статоры иномарок обычно не перематывают, новую обмотку или корпус стартера в сборе подбирают по каталогам.
При повреждении магнитов статора ремонт производят по-разному. Если они приклеены, стакан-корпус с дефектом заменяют целиком. Если магниты съемные, то есть, вставлены в салазки-направляющие, то возможна их поштучная замена. Необходимо учесть, что запасной магнит может быть доставлен под заказ в виде заготовки-полуфабриката, которую перед установкой нужно намагнитить на специальном оборудовании.

При замене магнитов с помощью специального индикатора  нужно определить полярность и расположение новой детали, так как в стакане-корпусе положительные полюсы чередуются с отрицательными. Неправильная  установка магнитов может привести к потере мощности стартера.
Втулки и подшипники якоря желательно заменять парами. В случае замены только одной детали якорь может перекоситься, что влечет заклинивание и поломку стартера.
Ремонт щеткодержателя и замена обмотки статора для восстановления электрических соединений проводится с применением контактной сварки. Если нет аппарата для ее проведения, производить монтаж (в том числе и при замене щеток) при помощи пайки не рекомендуется .
Для владельцев автомобилей, разбирающихся в электротехнике, мелкий ремонт стартера не составит большого труда. Кроме стандартного набора инструментов, потребуется аппарат для контактной сварки, тестер, а для замены подшипников и втулок – специальный съемник и пресс.
Запчасти для мелкого ремонта стартеров ВАЗов и отечественных авто можно приобрести в автомагазинах и на авторынках, для иномарок -  специализированных мастерских.
                              отзывы присылайте на dc12volt@yandex.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий